Показы шедевров Ленфильма
Почему мы смотрим кино СССР? Не только из-за высочайшего качества фильмов «красной Атлантиды». Кино, обладая магическим свойством «останавливать мгновение», позволяет – вопреки черно-белой пропаганде – познать СССР как очень
сложный и противоречивый организм. Кино «Ленфильма» - символ этой сложности.
О «ленинградской киношколе» говорили, как о кино особой, независимой и гордой страны. Ее открыли фильмы обретших в годы «оттепели» вторую молодость классиков Козинцева, Хейфица, Раппапорта, закрыл дебют Балабанова «Счастливые дни» (1991). Декларируя «несоветскость», она существовала благодаря уникальной системе Госкино, но действительно была не столько советской, сколько экзистенциальной. Ее главная тема – время жизни, неумолимо ускользающее, как песок сквозь пальцы: на «Ленфильме» родилось советское ретро, воссоздававшее исторические трагедии через частные судьбы, бытовые мелочи, вечные чувства.
Три фильма - три лика «Ленфильма». «Друзья и годы» (Виктор Соколов, 1965) – ретро-манифест эпохи войны и репрессий, осененный великой песней в исполнении Олега Анофриева «Это было недавно, это было давно». «Рокировка в длинную сторону» (Владимир Григорьев, 1969) – редкий ленфильмовский нуар, триллер холодной войны на тему эмиграции с участием Александра Демьяненко, Альгимантаса Масюлиса и Павла Луспекаева. «Влюблен по собственному желанию» (Сергей Микаэлян, 1978) с великим Олегом Янковским в роли спившегося спортсмена - очень ленинградская трагикомедия о неприметных людях, становящихся героями благодаря силе режиссерской любви к ним.